Обращение Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов на имя премьер-министра Медведева содержит просьбу о том, чтобы не устанавливать новых сборов для седельных тягачей до окончания кризисного периода, или хотя бы перенести время вступления в силу соответствующего постановления.
Ведь сбор, который предусматривает уплату сумм в зависимости от пробега автомобиля весом более 12 тонн, может оказаться причиной повышения стоимости поставляемых товаров. Кроме того, это может привести к уходу с рынка малых и средних компаний, которые занимаются грузоперевозками, то есть приведёт к увольнению многих людей.
Сбор касается перемещения товаров грузовыми автомобилями по федеральным трассам, для реализации будут применяться электронные методы оплаты через покупку электронного билета, оплату с использованием специальных устройств, и видеокамеры контроля на всей протяжённости целевых дорог.
Новый сбор, по мнению профсоюза, также косвенно может повлиять и на безопасность во время дорожного движения. Его введение может заставить грузоперевозчиков:
- нарушать нормативы отдыха для водителей,
- вводить экономию средств на заработную плату своих работников,
- пытаться экономить на ремонте и техобслуживании автомобилей.
В результате может возрасти количество происшествий на дорогах, в которых участниками станут грузовые автомобили. Также возможное повышение размеров дорожных расходов повлияет и на благосостояние простых россиян, никак не связанных с бизнесом компаний-грузоперевозчиков. Всё, для перевозки чего может потребоваться грузовой автотранспорт, вырастет в цене.
Иной взгляд на проблему
Тем не менее, с точки зрения «Росавтодора», сбор отражает подход, при котором ущерб, наносимый дорожному покрытию, будет возмещаться источником такого ущерба.
Согласно статистическим данным, дорожное хозяйство от прохождения одного груженого седельного тягача автомобиля по одному километру дорожного покрытия получает ущерб, сравнимый с проездом 50 тысяч легковых автомобилей на этом же участке.
Финансы, привлечённые через введение данного сбора, будут направлены на счёта Федерального дорожного фонда, что позволит затем их использовать напрямую для ведения ремонтных работ на дорогах. С точки зрения директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ Константина Трофименко, что и ранее, при изменении условий работы для грузоперевозчиков, возникали опасения того, что возрастёт стоимость перевозимых товаров и компании могут разориться, однако ранее этого не происходило.